Как открыть фитнес клуб?
Проблема, в другом: убедить в прибыльности вашего предприятия, а затем оправдать ожидания!
Российский рынок фитнес-услуг один из самых быстрорастущих в мире. В настоящее время в стране работает около 2000 клубов, из которых более трети находится в столице. Согласно последним исследованиям, объем рынка составляет от 550 до 600 млн долл., из них 350-400 млн приходится на долю Москвы. При этом, его рост достигает около 20-30% в год, а эксперты отмечают, что он будет оставаться таким же еще несколько лет, пока уровень проникновения не составит 10%. Между тем, по данным различных исследований, в 2005 г. в крупных городах России фитнес-центры посещали не более 1,5-2,0% населения, в то время как в Лондоне этот показатель составляет 20%, а в Барселоне – 34%, в Америке – 16% (39,4 миллиона жителей). В Москве в настоящий момент этот показатель приближается к отметке 3%. Регионы на фитнес- реагируют по-разному, но не все могут похвалиться даже 1%. Из данных исследований можно сделать вывод, что емкость рынка пока еще очень велика.
На сегодняшний день фитнесом в России занимаются чуть более 300 тыс. человек, или лишь 0,2% населения.
Учитывая очень высокий показатель рентабельности этого бизнеса, можно делать предположения, что он будет еще несколько лет интересен активным игрокам рынка, в том числе крупным инвесторам.
Но, с нашей точки зрения, просто построить фитнес-клуб – это не значит сделать его рентабельным и успешным бизнесом. Для того, чтобы бизнес действительно приносил доход, делать его должны профессионалы, люди, имеющие большой практический опыт в создании и продвижении этого вида бизнеса. Поскольку сам по себе это вид бизнеса для нашей страны очень молод, соответственно, хорошие специалисты в достаточном количестве еще просто «не выросли».
По различным прогнозам за два-три года московский рынок вырастет на 30-40%. Для сравнения оборот германского рынка фитнес-услуг составляет 13,1 млрд., берлинского – 2,8 млрд. долларов.
Развитие фитнес-индустрии тесно взаимосвязано с уровнем доходов населения и с общей экономической ситуацией в каждом конкретном городе. Чем выше благосостояние жителей, тем больше спрос на фитнес-услуги.
Итак, что нужно сделать, чтобы после всего нескольких месяцев работы нового клуба, вы смогли бы смело задумываться о создании под вашим брендом уже "сети клубов"?
Анализ опыта строительства многих клубов позволяет выделить, как минимум, три основных ошибки, которые делают большинство бизнесменов, входя в этот, безусловно, перспективный вид бизнеса.
1. "Мы - "сами с усами": и не такое строили!!!"
2. Привлечение в клуб на руководящие должности родственников, друзей, родственников друзей и т.п.
3. "Экономия" на персонале и, особенно, на его обучении.
Рассматривать все ошибки не позволяет объем статьи. Остановимся на первой.
Мало кто из серьезных людей, достигнув несомненных успехов в производстве, например, электроники, будет стремиться занять какую-то нишу в производстве, скажем, автомобилей без основательной консультативной поддержки. Даже, несмотря на то, что "за рулем с пеленок", вся молодость прошла "в гараже под машиной", а сейчас "меняю авто каждые полгода и знаю про них, казалось бы, все!"
Но, входя в фитнес-бизнес почему-то сразу же забывается, что мировой опыт рекомендует не менее 5-7% затрат от стоимости нового для инвестора проекта направлять на консалтинг. В России, вполне квалифицированную помощь при создании спортивного клуба можно получить за 3-5%, но и это экономится! Эх, Россия…
Достоинства и недостатки различных стратегий создания фитнес-клуба (так же как женского, детского спортивного клуба, спортивной и досуговой инфраструктуры коттеджных поселков, пансионатов, горно-лыжных баз и т.п.) приведены в таблице, из которой, в целом, следует, что в том случае, если этот клуб для инвестора и его команды первый, а в городе нет хорошо развитого и успешного фитнес-бизнеса (не у кого подсмотреть!), то альтернативы приглашения консалтинговой компании практически нет. Кроме доводов, приведенных в таблице, следует также помнить, что в клубе есть "темы", которые принципиально способны поднять только в рамках фитнес консалтинга, то есть компанией, работающей в интересах Заказчика.
Это, в частности:
А) "Тема" воровства в фитнес-клубе. По разным оценкам 10% - 20% от выручки разворовывается. Если выручка в год составляет 2-3 млн. у.е., то можно подсчитать, какая часть, но уже чистой прибыли "проскакивает мимо кармана" инвестора уменьшая доходы фитнес-клуба. Так как, теоретически, возможности для воровства есть на всех уровнях – от управляющего клубом, до уборщицы – то понятно, что этой проблемой эффективно могут заниматься только консультанты совместно с Инвестром.
Б) Полезнейшим институтом в клубах является работа "персональных менеджеров" (адаптеров). Однако, борьба за экономию ФОТ, минимизацию штата и просто здравый смысл делает желательным выплачивать зарплату этим сотрудникам из премиального фонда как вознаграждение за приобретенные допуслуги и продление членства клиентами. В то же время, из этого фонда же получают премии: управляющий, директор по продажам и фитнес-директор. Таким образом, все "ключевые фигуры" клуба не заинтересованы в появлении новых "нахлебников".
В) Решающий фактор успеха – профессионализм фитнес-персонала. В клубе есть только два действенных стимула для образования и самообразования инструкторов и тренеров: (1) регулярное тестирование клиентов (фитнес-тестирование), чтобы была объективная информация о том есть ли эффект от тренировок или вся работа персонального тренера сводится к "трепу". (2) – регулярные аттестации персонала независимыми экспертами. Однако и первый, и второй стимул, первоначально, воспринимается персоналом как "жесткий кнут", поэтому все, начиная с фитнес-директора и менеджеров департаментов фитнес клуба стараются "замять" тему. А управляющий, не желая напрягать коллектив, идет на поводу… и т.п.
Г) Документация и договорная база спортивного (фитнес) клуба. Чтобы подготовить необходимый и юридически выверенный комплект документации силами сотрудников клуба требуется 6-9 месяцев, во время которых клуб "лихорадит". В серьезных консалтинговых компаниях весь комплект документации имеется в наличии и требуются лишь незначительные усилия, чтобы ее адаптировать под данный клуб.
Варианты стратегии создания спортивного (фитнес) клуба
Варианты | "Свой человек" | Опытный менеджер | Консалтинговая компания |
Суть | "Своему человеку" (друг, подруга, жена, племянник и т.п.), который не чужд спорта, поручается "разобраться в предмете и построить клуб". | Нанимается опытный специалист, как правило, управляющий или фитнес-директор известного клуба. | Приглашается компания, которая профессионально занимается консалтингом. |
Достоинства | "Деньги не уходят на сторону, душевное спокойствие инвестора" | Экономия на предпроектном и проектном этапах. | Несколько большие затраты на предпроектном и проектном этапах, когда вообще еще не ясно: "Что получится и надо ли этим заниматься!?" |
Недостатки |
Резкое увеличение инвестиционных расходов и срок окупаемости клуба в результате: 1. Задерживается дата открытия клуба. (задержка в открытии означает, в зависимости от формата клуба, чистую потерю 50-150 тыс.у.е ежемесячно. 2. Резко снижается эффективность предпродаж и "скорость" наполнения клуба клиентами. (Задерживается выход клуба на проектную мощность- от нескольких месяцев до нескольких лет - на столько же задерживается срок возврата инвестиций. 3. Стоимость ремонта, переделок, замены оборудования и т.п. (из-за ошибок в проекте, строительстве, расчете инженерных сетей, отделке, оснащении и т.п. "непредвиденные" расходы могут достичь уже в первый год эксплуатации половины инвестиционной стоимости) |
Получается клуб как слепок опыта, знаний (и незнаний) одного человека. (Один человек, даже очень опытный не может обладать необходимыми теоретическими знаниями, опытом и возможностями отслеживать новые тенденции сразу в нескольких ключевых областях. В результате: "где-то - густо, где-то – пусто", Кроме этого, 70-80% затрат консалтинга приходится на разработку документации клуба, отбор и обучение персонала. Эти разделы работы не под силу выполнить одному, поэтому деньги все равно придется тратить, но уже с потерей преемственности и четкой логики создания клуба: проектируют одни, технологию работы разрабатывают другие, учат третьи - классические: "лебедь, рак и щука"! |
Снижение инвестиционных затрат, высокие конкурентные преимущества клуба после открытия. Консалтинговая компания, это: 1) объединение группы сработавшихся квалифицированных специалистов различного профиля 2) аккумуляция новейших мировых данных, опыта создания и эксплуатации множества клубов 3) Наличие наработок, технологий и документация по всем требуемым направлениям 4) деловые связи и информация о поставщиках и исполнителях работ 5) банк данных персонала, опыт его отбора и обучения с привлечением действительно лучших специалистов 6) возможность обеспечить системность и комплексность всего цикла работ – от разработки Бизнес-плана и Концепции фитнес-клуба до запуска, презентации и последующего сопровождения его работы |