24 марта 2014

Степ

В классическом понимании степ – это разновидность перкуссионного танца, в которой центральное место занимает ударная ритмичная работа ног.
Название происходит от английского словаstep («шаг»). Русскоязычный вариант «чечетка» обязан своим происхождением цыганскому слову «чячё» («да»), которое часто сопровождало задорное исполнение танца. В английском под термином stepdance понимают все разновидности танцев, главный элемент которых – движения ног, так что сокращение до просто stepдля наименования чечетки не совсем верно. Она удостоена специального – tapdance (tap – значит «легкий стук», «стучать»).

Чечетка имеет не только много названий, но и массу разновидностей. В Германии прижилось название степ, французы отплясывают собственную версию чечетки – клокет, испанцы отбивают четкий ритм сапатеро, австрийцы выстукивают пяткой, кружа в клоге (вальсе), даже русские народные дроби не что иное, как подвид stepdance. Все вариации чечетки связаны общим базовым элементом, носящим название «шаг». Он присутствует в номерах степистов всего мира и считается первоосновой этого направления танцев.
Для исполнения степа требуется особая обувь. На подошве и каблуках современных тэп-туфель прикреплены пластины из металла, усиливающие звук. Музыкальный рисунок, создаваемый при отбивании дроби, – такая же важная составляющая чечетки, как и хореографическая композиция и техника танцора. На регулярных соревнованиях чечеточников в 19-м веке судьи располагались под сценой, чтобы в полной мере оценить скорость ударов и качество звука. Только тогда мастера чечетки в стиле waltzclog,hornpipe,trick, pedestal, statue надевали обувь с деревянной подошвой.

Резонирующие набойки – относительное новшество, вошедшее в моду среди степистов в 10-х годахXXвека. «Прародители» степа – ирландская джига и африканскаяжиуба исполнялись в мягкой обуви или босыми ногами. Не пользовались дополнительными усилителями и основатели жанра tapdance Дэвис-младший,Робинсон, братья Николас – их инструментами были дубовый пол и очень твердые подошвы туфель.


Расцвет степа

Золотое время степа приходится на 30-40-е ХХ века и совпадает с периодом наивысшей популярности джаза. И это не случайность. Как и степ, джаз – результат соприкосновения африканской и европейской культур. Яркая и построенная на преобладании ритма музыка была словно специально создана для степа, объединившего в себе европейскую и африканскую танцевальные традиции. Появление на киноэкранах мюзиклов, в которых главные герои отбивали глянцевый «белый» вариант негритянского джазового степа, подтолкнуло танец на невиданные высоты популярности. Исполнитель и отец аристократического степа Фред Астерв компании Барышникова и Нуриева вошел в тройку лучших классических танцовщиков ХХ века.


Современные направления степа

Несмотря на многочисленные авторские вариации и яркую индивидуальность исполнителей, по большому счету сегодняшний степ развивается в двух основных направлениях:
  • хуфинг (Hoofing) – афро-американский;
  • бродвейский степ – англо-американский (Broodwaytap).

    Хуфинг – это степ (чечетка) в рафинированном виде, без влияния и примесей других видов танцев. Хуфер (hoof, англ. – «копыто», соответственно, «каблучник», «копытник») – перкуссинист-импровизатор, он концентрируется на выстукивании ритма, танцевальные движения отодвигаются на второй план.

    Бродвей тэп – полная противоположность хуфинга, танцевальная форма, сочетающая па из бальных танцев и чечетку. ИменнопоэтомуегоещеназываютBallroomTap, ClassicalTapBalletTap.

    Tapdance (тэп-танец, степ) по духу ближе к хуфингу. Это преимущественно мужской эстрадный танец афро-ирландско-американского происхождения. Ему присущи четкие выстукивания пяткой, носком и стопойритмических рисунков разной сложности.
    Акротэп (acro-tap) – чечеточные комбинации в сочетании с акробатическими трюками.
    Особое положение у степ-импровизации. Немногие решаются исполнять чечетку без подготовки, постановки и репетиции номера – непосредственно под живое исполнение оркестра или пианиста. На импровизации построены зрелищные джем-сейшены.


    Это интересно

    Опасаясь организованных при помощи «барабанного телеграфа» бунтов, на рубеже 18-го и 19-говеков рабовладельцы американского юга запретили выходцам из Африки использовать во время праздников и религиозных церемоний любые ударные инструменты. Чтобы обойти запрет, изобретательные рабы придумали выстукивать ритм ногами. Именно в это время и появились первые основные удары степа, известные сегодня как shuffl и stopm.

    Самый быстрый степист в мире Майкл Флэтли – звезда шоу Riverdance, хореограф, флейтист, писатель и телеведущий. В секунду он может отбивать 35 ударов. Этот рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса в 1998 году. Сумма страховки «выдающихся» ног танцора – $40 млн. Видевшие выступления Флэтли говорят, что его ноги живут своей жизнью.

    25 мая – праздник для всех почитателей чечетки, в этот день отмечается Международный день степа.
  •   Ваша оценка:
     (голосов: 0)

    Информация

    "Гости" не могут оставлять комментарии. Регистрация занимает всего 2 минуты.