В последние годы отмечается существенный рост интереса к проблеме возрастных гормональных изменений в репродуктивной системе мужчины, что обусловлено целым рядом факторов. Продолжительность жизни в развитых странах возрастает, что, с одной стороны, ведет к эффекту «старения населения», а с другой — требует внедрения методов, способствующих повышению качества жизни пожилых людей, поскольку на «пожилой возраст» уже приходится треть жизни.
С возрастом репродуктивная система мужчины претерпевает определенные изменения, выражающиеся в снижении секреции тестостерона — мужского полового гормона, секретируюшегося в яичках. Клинически это снижение проявляется симптомами гипогонадизма (потеря мышечной массы и силы, снижение плотности костной ткани, увеличение количества жировой ткани, снижение полового влечения и т.д.). В последнее время получены убедительные данные об эффективности заместительной гормональной терапии андрогенами у мужчин.
История синтеза и применения тестостерона
Возможность воздействия на процесс старения человека занимал умы исследователей с древнейших времен. И любая проблема, имеющая отношение к этой тематике, всегда привлекает повышенное внимание. Наступление старости неизбежно. Человек надеется на чудо — чудо вечной молодости. Но, как писал в своих дневниках Лев Троцкий:
«Пожилой возраст — самая неожиданная из всех вещей, которая случается с человеком». Поиски средств сохранения молодости, здоровья и достижения сверхдолголетия предпринимались в древнем Китае, Индии, Греции, Египте, у великих цивилизаций Центральной и Южной Америки. Следы этих поисков теряются в глубине веков и восходят к древнейшей истории. В самой старой китайской медицинской рукописной книге «Ней Кине» (4 тыс. лет до н.э.) имеется много рассуждений о старении. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в своих «Афоризмах» и Аристотель в трактатах «О молодости и старости» высказывали взгляды на причины старения и давали советы по здоровому образу жизни.
Из всех средств, применяемых для продления молодости, наиболее используемые — гормональные препараты. Но среди всех гормонов, пожалуй, только у мужских половых гормонов (андрогенов) есть «древняя», «новая» и «новейшая» истории.
«Древняя» история применения андрогенов уходит своими корнями в далекое прошлое и насчитывает более 2000 лет — еще Плиний прописывал своим пациентам употребление тестикул животных для увеличения сексуальной силы. Данная рекомендация до сих популярна в некоторых странах, особенно в Испании, где тестикулы быка считаются деликатесом. К сожалению, тестикулы животных не являются источником половых гормонов, поскольку, хотя гормоны и синтезируются в яичках, но достаточно быстро «уходят» оттуда в кровяное русло. Когда впервые был выделен
тестостерон из яичек быка, требовалось несколько тонн яичек для получения нескольких сотен миллиграмм, составляющих дневную потребность мужчины в тестостероне. Поэтому употребление тестикул животных для восполнения тестостерона бессмысленно. В Аюрведе описаны методы лечения
ожирения и импотенции введением ткани яичек. Вопросом о причинах падения жизненных и половых сил у кастратов задавался Гален (130-200 гг. до н.э.), который в Peri Spermatos (Семя) наглядно продемонстрировал, что происходит с мужчиной после кастрации, и поставил ключевой вопрос «Что является причиной медленного уменьшения жизненной силы у кастратов?» Он также отмечал, что кастрированные животные теряют не только силу для размножения, но и желание к этому. Сегодня мы можем признать, что Гален описал симптомы дефицита тестостерона. С давних времен священники, лекари и владельцы гаремов знали, что лишить как человека, так и животного его силы и энергии можно достаточно простым способом — удалением яичек.
Кастрация, проведенная у мальчика до периода полового созревания, останавливает развитие вторичных половых признаков. Голос у мальчика, которому была проведена кастрация, остается высоким, что широко использовалось для сохранения голоса у певцов. В 1849 году немецкий профессор Адольф Бертольд доказал, что последствия кастрации у петуха исчезают при реимплантации удаленных яичек. Многие считают Бертольда отцом научной эндокринологии.
Пионером заместительной терапии андрогенами можно по праву считать выдающегося невропатолога и физиолога Чарльза Эдуарда Броун-Секара (1817-1894), который в конце XIX века предположил, что «слабость пожилых мужчин обусловлена снижением функции яичек». Он активно развивал свою идею и в возрасте 72 лет как истинный исследователь сделал себе подкожную инъекцию экстракта из тестикул собаки и морской свинки, после чего на заседании Французского научного общества сообщил о значительном улучшении физического самочувствия. Его работа послужила началом массового увлечения введением препаратов тестикул в конце XIX — начале XX веков. Одним из сторонников такого метода лечения недугов старости был петербургский врач С. А. Воронов, который в 20-х годах прошлого века использовал в этих целях экстракты яичек шимпанзе. Именно С.А. Воронов послужил прототипом профессора Преображенского в известном романе М.А. Булгакова «Собачье сердце». Популяризаторов методов трансплантации тестикул для повышения потенции называли в то время «доктор эректор». В начале прошлого столетия швейцарцем Штейнахом было выявлено, что при перевязке семявыносяшего протока возникает гипертрофия клеток Лейдига. Он предложил таким образом повышать уровень мужских половых гормонов в организме; эта методика получила довольно широкое распространение. Однако, как выяснилось позже, такое лечение не оправдывало всех возложенных на него надежд. И на смену широкой распространенности пришло забвение. Но оно продолжалось недолго, потому что XX век — век рождения науки о гормонах, эндокринологии. Слово «гормон» (от греческого hormao — возбуждать, приводить в быстрое движение) впервые было предложено английским физиологом Эрнестом Старлингом в 1905 году. История любого гормона проходит четыре стадии: выделение или наблюдение органа, который обладает внутренней секрецией, оказывающей генерализованное действие на организм; обнаружение внутренней секреции и определение ее эффектов; выделение гормона в чистом виде и последняя — определение химической структуры и синтез гормона. Тестостерон — первый гормон, который определен, но из-за сложного строения его молекул процесс выделения и синтеза гормона шел относительно медленно. Открытие, изучение и практическое использование половых гормонов относится к числу наиболее важных достижений современной медицины. Начало исследований в области химии и фармакологии гормонов относится к 20-м годам прошлого столетия. В 1935 году Эрнст Лако выделяет из тестикул быка «кристаллический мужской гормон», в этом же году немецкий химик Бутан получает и описывает структуру тестостерона, а неделей позже Леопольд Ружичка, югославский химик, сообщает о методе синтеза тестостерона из холестерина (Ruzicka L, Wettstein A, 1935).
«Новая» история применения андрогенов развивается стремительно и громко. Всего через четыре года после открытия тестостерона, в 1939 году Ружичка и Бутан получают Нобелевскую премию за открытие метода синтеза тестостерона из холестерина. Уже через год после синтеза тестостерона было сообщено об успешном лечении мужского климакса эфиром тестостерона — пропионатом (Thomas H.B., Hill R.T., 1940). С этого времени началась эпоха применения препаратов андрогенов для уменьшения симптомов мужского старения.
«Новейшая» история применения андрогенов — это история завтрашнего дня, основы которой закладываются сегодня. Новейшая история развивается в нескольких направлениях — создание препаратов с удобными формами введения, увеличение продолжительности действия препаратов, разработка и создание новых препаратов, а также проведение рандомизированных исследований — наиболее доказательных и объективных. В последнее время активно идет изучение новой группы препаратов с андрогенными свойствами. Это так называемые селективные модуляторы андрогенных рецепторов (SARM). Суть этих препаратов в том, что они, воздействуя на рецепторы стероидов, проявляют только определенный спектр их активности, не оказывая нежелательных действий. Сейчас внедряются новые формы препаратов — пластыри и гели. Не обошла стороной фармацевтическая индустрия и сублингвальный путь введения андрогенов. Создана форма препарата тестостерона с циклодекстрином, позволяющая использовать его под язык.
Несомненно, что, несмотря на три этапа истории андрогенов, развитие андрологии значительно отстает от развития других областей медицины, связанных с гормональной терапией, к примеру диабетологии. Это и понятно, поскольку проблемы, решаемые андрологией, — это проблемы качества жизни, проблемы XXI века. А век XX — это век великих открытий и век великих опасений.
Возрастное снижение секреции тестостерона у мужчин
Основное количество (около 98%) тестостерона в организме мужчины циркулирует в плазме в связанном с белками виде: с альбумином и с глобулином, связывающим половые гормоны — ГСПГ (секс-стероид-связываюшим глобулином — СССГ; тестостерон-эстрадиол-связываюшим глобулином — ТЭСГ). Только около 2% тестостерона находится в несвязанной, свободной форме. Биологически активными (биодоступными в англоязычной литературе — bioavailable) являются свободная и связанная с альбумином фракции тестостерона. Такое заключение, в большей степени, было основано на опытах на животных, в то время как доступность связанного с СССГ гормона для разных тканей человека выяснена еще не полностью.
По данным Массачусетского исследования пожилых мужчин, уровень биодоступного тестостерона начинает снижаться уже с 30-35 лет со скоростью около 2-3% в год, а обшего — с 50-55 лет на 0,8-1,6% в год, схожие изменения получены и в других исследованиях. Так, в возрасте 80 лет средний уровень обшего тестостерона плазмы составляет около 60% от среднего уровня его в возрасте 20 лет, а свободного — всего лишь 20%. Такая разница в уровнях фракций может быть объяснена возрастным увеличением содержания СССГ (примерно на 1,6% в год). Однако несмотря на падение уровня обшего тестостерона, его концентрация в некоторых случаях не выходит за нижний предел нормы (менее 12 нмоль/л). По этой причине и принята формулировка «частичный андрогенодефицит», показывающая, что абсолютного гипогонадизма нет, а есть значительное снижение уровня гормона по сравнению с таковым у этого же пациента в более молодом возрасте.
Вопросы терминологии
Несмотря на проводимые аналогии с менопаузой, изменения, происходящие у мужчин, существенно отличаются от таковых у женщин, когда происходит резкое снижение функциональной активности яичников со значительным снижением эстрогенемии, исчезают менструации, появляются характерные климактерические симптомы, при этом фертильный период заканчивается. Эти резкие изменения отражены в термине «климакс» (от лат. climax — лестница, ступень). В 1939 году Вернером был предложен по аналогии термин «мужской климакс». Однако у мужчин отсутствует столь резкое падение уровня гормонов, более того, способность к размножению в ряде случаев сохраняется до глубокой старости, поэтому такой термин является некорректным. Впоследствии разными авторами было предложено множество терминов для обозначения процессов, происходящих в мужском организме с возрастом: «пенопауза», «виропауза», «андропауза». В 1994 г. Австрийским обществом урологов был предложен, а впоследствии и получил широкое распространение термин «частичный андрогенодефицит пожилых мужчин» (PADAM - partial androgen deficiency in aging male). Эта аббревиатура более полно отражает происходящие изменения. В последний год ведущими специалистами по вопросам возрастного андрогенного дефицита (A.Morales, E, Nieshlag) был предположен термин «поздно начавшийся гипогонадизм» (late onset hypogonadism). Данный термин подчеркивает универсальный характер изменений, связанных с дефицитом тестостерона, а также расширяет возрастные рамки данного состояния, ранее ограничивающегося пожилыми мужчинами.
Как часто и у кого возникает андрогенодефицит?
По данным разных авторов, частота клинически выраженного возрастного андрогенодефицита у мужчин старше 30-летнего возраста варьируется от 7% до 30%, что демонстрирует отсутствие четких диагностических критериев. По данным Vermeulen А., наиболее признанного авторитета в области фундаментальных исследований возрастного андрогенного дефицита в здоровой популяции мужчин, средний уровень общего тестостерона в плазме существенно не меняется до 50-55 лет, а затем снижается со скоростью примерно 1 % в год. Биологически активные фракции тестостерона, главным образом, свободный тестостерон, начинают снижаться в более раннем возрасте, уже примерно с 35 лет. Естественно, что процент мужчин с возрастным андрогенным дефицитом увеличивается в каждой возрастной популяции, поэтому правильнее говорить не о проценте вообще, а о проценте для соответствующего возраста.
Мы считаем, что всем мужчинам старше 50 лет необходимо проводить гормональный скрининг для выявления возрастного андрогенного дефицита, поскольку ранняя диагностика и раннее лечение предотвращают развитие достаточно серьезных осложнений, среди которых наиболее серьезную опасность представляют сердечно-сосудистые заболевания и остеопороз. Более того, идеальным было бы и наличие так называемого гормонального паспорта, в котором бы содержались данные об уровне тестостерона в 30 лет, что позволит легко определить процент снижения секреции тестостерона у конкретного мужчины в 50 лет и старше.
По статистике, среди мужчин, обращающихся с жалобами, характерными для снижения тестостерона, преобладает возрастная группа от 30 до 60 лет, хотя следовало бы ожидать, увеличения числа мужчин старше 60 лет. Мы считаем, что данные факты свидетельствуют как о незнании данной проблемы и врачами, и пациентами, так и о значительном уменьшении количества мужчин старше 60 лет (средняя продолжительность жизни мужчины в России составляет всего 59,8 лет!).
Тестостерон играет определяющую роль в социальной жизни мужчины.
Мужчины, имеющие более высокий уровень тестостерона, не только более успешны в социальной жизни, но они также нуждаются и в более высоком уровне тестостерона для поддержания своей активности, в связи с чем появилось понятие «индивидуальной нормы тестостерона».
Приводить к физиологическому снижению
тестостерона могут значительные физические нагрузки. В одном из исследований от 35 до 40% опрошенных любителей бега заявили, что предпочитают скорее отказаться от секса, чем от занятий
бегом. Свой неожиданный выбор они обосновали эмоциональным состоянием во время
бега, чувством эйфории, радости и так далее. У мужчин-спортсменов гипоталамус производит меньше гормона, стимулирующего образование гонадотропинов, в том числе ЛГ — отвечающего за синтез тестостерона в яичках. В ходе эволюции ограничение размножения в периоды больших физических перегрузок имело позитивное значение. При необходимости племя могло быстро переменить место пребывания, что было тем проше сделать, чем меньше в нем беременных женщин. В наше время проблема заключается в перегрузках, возникающих в результате интенсивных спортивных тренировок, что, как представляется, влечет за собой значительное снижение уровня тестостерона в крови. Если человек, испытывающий потребность и в любви, и в беге, заметит, что его интерес к сексу угасает, он может сам сделать выбор, что ему нужнее.
Постоянное напряжение и психические перегрузки также ведут к снижению уровня тестостерона.
Иногда тестостерон называют гормоном победителей. Уровень его в крови повышается после одержанной в борьбе победы, после удачного решения каких-то проблем. Чувство удовлетворения и праздничное настроение, охватывающие победителя, притормаживают образование стрессовых гормонов, обеспечивших достижение победы. Происходит усиленное выделение тестостерона. Совершенно очевидно, что стресс-гормоны и тестостерон действуют противоположным образом.